Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», апрель 2001
Другие материалы номера:
Успехи тверских пивоваров

Наш хлеб - наш бизнес

Предприятие выпускает около 160 наименований продукции. Это единственный в Рязани производитель сушек и сухарей. На отраслевых выставках изделия предприятия из года в год отмечаются дипломами и медалями…

Словом, большие объемы, большой ассортимент, успешное дело на одном из самых развитых рынков России. Как победить в битве за покупателя, не поступившись ни своим будущим, ни своей репутацией?

У нас в Рязани 560 тыс. жителей. И на это количество приходится 64 зарегистрированных производителя хлебобулочных изделий, - говорит генеральный директор ОАО "Рязаньхлеб" Мария Николаевна Дмитриева. - В советские времена было всего 4 таких предприятия. То есть, как вы понимаете, сегодня конкуренция в отрасли невероятная.

Вы руководите предприятием с 1981 года. Оглядываясь назад, можете многое сравнивать и анализировать. Скажите, изменение формы собственности пошло во вред или на пользу?

Скажу просто: мы не жалеем об этом поступке. Количество наименований выпускаемой продукции возросло более чем в 2,5 раза: тогда было 60, сейчас - 160. За год мы представляем несколько десятков новых наименований товара. Но ведь главное - не придумать столько, а столько продавать. Вот это нелегко. Пока, однако, справляемся с этой задачей. За время прошедшее с момента акционирования мы построили новое административное здание, запустили несколько новых линий. Тогда работало около 400 человек, сейчас - 750. Кстати говоря, первые годы после акционирования всю свою прибыль мы направляли на пополнение оборотных средств и обновление производства. Плюс брали кредиты в Сбербанке. Так предприятие становилось на ноги.

А в чем сегодняшние приоритеты развития вашего производства?

Прежде всего сохранить свой вес в Рязани и области. Для этого мы будем продолжать разрабатывать и выпускать качественную хлебобулочную и кондитерскую продукцию. И, возможно, станем уделять больше внимания выпуску макаронных изделий - благо и новое оборудование уже закуплено. Мы занимались ими и раньше - теперь хотим нарастить объемы. К сожалению, в Рязани мука для макаронных изделий не вырабатывается, и нам приходится возить ее из Саратова и Ярославля. Это несколько влияет на цену. Но зато покупатели оценили по достоинству вкусовые качества наших макарон. Теперь думаем серьезнее подойти к расфасовке.

Хотелось бы еще купить оборудование для производства вафель и вафельных тортов. Я видела отличную немецкую машину на одной из выставок и сразу поняла - это то, что надо! Очень сильно отличается в лучшую сторону. И, соответственно, вкус продукции…

Какие страны сейчас задают тон в производстве оборудования для хлебопроизводства?

Для хлебобулочной продукции - пожалуй, Германия. Упаковочное оборудование - скорее всего, итальянское. В кондитерском производстве - есть хорошее оборудование и французское, и голландское, и чешское, и польское…

А в России производятся машины, достойные внимания серьезного пекаря?

Да, конечно. Неплохие печи производят в Шебекино Белгородской области, мы недавно купили две. Фирма, которая их производит, называется "Белогорье". Оборудование также выпскают в Москве, Саратове.

Часто обновляете парк оборудования?

Стараемся при первой возможности. Речь, конечно, не всегда идет о полной замене производственных линий - это сложнее и требует очень значительных финансовых затрат. В основном мы меняем что-то из оборудования, встроенного в линию, например, тестоделитель или округлитель.

По большому счету, все зависит от потребностей. Мы подбираем оборудование, исходя из интересов нашего местного производства. Основные критерии - надежность и цена. В основном, работаем с немецкой фирмой "Вернер и Пфляйдерер". Для приготовления печенья используется формующая машина из Голландии. Вкусное, с оригинальным внешним видом - печенье очень отличается от массы подобной продукции, произведено на замечательном аппарате - таких в России практически нет. И мы, можно сказать, гордимся, что освоили его. Ведь вы же понимаете, поставить печь - это еще не все. Надо суметь адаптировать ее к нашим условиям. Вот что главное. Перед покупкой мы все продумали, просчитали, потом взяли в Сбербанке кредит - и теперь выпускаем печенье, которое полюбили многие жители Рязани и Москвы.

Стало быть, ваша продукция представлена и на московском рынке?

В Москве у нас есть торговая точка у станции метро "Университет". Ежедневно туда уходит полная машина: хлеб, сушки, сухари, печенье, другие кондитерские изделия. В течение нескольких часов все бывает распродано. Довольно много у нас московских партнеров, которые закупают нашу продукцию непосредственно здесь, в Рязани, а потом везут в столицу. Также к нам приезжают из Тулы, Липецка, Тамбова, Иванова, Ярославля, Владимира, даже из Архангельска. Спрос часто даже превышает объемы нашего производства, хотя ежедневно мы вырабатываем порядка 40 тонн в пересчете на наш ассортимент. А если брать, как раньше, в пересчете на ржаные сорта, то получится 100-120 тонн…

А, кстати, как вы находите клиентов? Или клиенты находят вас?

Обычно заключение договоров у нас бывает в конце года. Все клиенты приглашаются на дегустацию. А это целая церемония. Специально к этому событию мы разрабатываем несколько новых перспективных наименований. Клиент приходит, видит образцы продукции, пробует ее, оценивает. И заключает договор.

Естественным образом наш разговор продолжился уже за столом с аппетитными "образцами продукции". Среди них оказалось много совершенно оригинальных изделий. И мы решили поговорить с главным технологом ОАО "Рязаньхлеб" Людмилой Викторовна Комиссаровой.

Вы предлагаете очень широкий выбор кондитерских изделий. Не каждый хлебозавод может себе это позволить. Конкуренция заставляет?

Сейчас кондитерских предприятий много: больших, маленьких, очень маленьких… Мы следим за тем, какую продукцию они предлагают, какого качества. Делаем выводы. - рассказала Людмила Викторовна. - В 1992 году после вынужденного перерыва мы вновь открыли небольшой цех по производству кондитерских изделий. Сначала там производилось по несколько тортов в день. Потом мы стали набирать обороты. Сейчас там ежедневно производится около 500 кг готовой продукции: бисквитной, песочной, безе, суфле, на взбитых сливках… Большинство кондитерских изделий - наши собственные разработки. Чтобы избежать проблем, мы сейчас патентуем свою продукцию - названия, рецептуры… Ведь это тоже своего рода интеллектуальная собственность.

Мы разрабатываем продукцию сами, в своей лаборатории. Конечно, ориентируемся на покупательский спрос и наполненность рынка товаром. Скажем, в определенный момент бисквитные торты продавались повсюду, и покупатель ими, что называется, "наелся". Мы тут же переориентировались на изделия из безе. Причем стали производить не только торты, но и пирожные. Их, кстати, очень любят дети. Летом, например, очень популярны песочные торты. Кремовые же наоборот - не идут. Факторов при производстве продукции приходится учитывать множество. И, само собой, строго следовать рецептуре и санитарным правилам.

Рецептура - это очень важно. Однако, выбирая в магазине хлеб, человек обычно руководствуется не рецептурой, а ценой…

Как специалист, я утверждаю: более низкая цена в большинстве случаев означает более низкое качество. Не секрет, что многие предприятия ради удешевления производства идут на упрощение рецептов. Более того, они не видят ничего зазорного в том, чтобы использовать техническую воду и второсортные ингредиенты. Но в результате такой подход работает не против конкурентов, а против здоровья покупателя. Если мы сделаем цены на нашу продукцию ниже - придется отказаться от строгого контроля за качеством. На такое мы не пойдем.

Сколько времени обычно занимает разработка нового сорта продукции? От идеи до прилавка?

Ну, это по-разному. Возьмем, к примеру, наш фирменный ржаной "Русский хлеб". Довольно быстро были подготовлены несколько вариантов рецептуры. А вот сам процесс изготовления, "приноравливания" нового теста к оборудованию занял немало времени. Но все затраченные усилия стоили того: "Русский хлеб" популярен не только в Рязани, но и в Москве. Ведь он длительное время - почти неделю - может оставаться свежим и ароматным, и очень экономным в хозяйстве.

А бывает так, что новый сорт разработали, выпустили, - а он не пошел, не берет его покупатель?

Да, случается. Помню, появился у нас хлеб с луком, "Постный" назывался. Лежал он на прилавках, и никак его люди не брали. Мы расстроились, сняли с производства. Но про себя подумали: не ко времени. И действительно, как только подошел Великий Пост, этот хлеб стал пользоваться невероятным спросом. Продукт-то сам по себе хороший, вкусный, питательный!

Выпуск новых наименований чаще всего требует дополнительного расширения производства.

- Здесь надо все заранее четко просчитать. Поставить новую продукцию на поток стоит больших денег. - замечает Мария Николаевна. - У нас есть хороший опыт работы по кредитам с Рязанским отделением Сбербанка, сложились очень добрые взаимоотношения. При необходимости Сбербанк даже консультирует нас в некоторых вопросах. Мы им за это очень благодарны. У нас, конечно, есть и свои юристы, но дополнительная помощь никогда не помешает.

Начальник валютного отдела Рязанского отделения СБ РФ Нина Алексеевна Лесик:

ОАО "Рязаньхлеб" давно и активно работает с нами по многим направлениям: рассчетно-кассовое обслуживание, валютные и рублевые перечисления, инкассация, пластиковые карты. И, естественно, кредиты: ведь это крупное предприятие, которое регулярно закупает за границей оборудование для производства хлебобулочных и кондитерских изделий. Совместная работа по кредитам идет с 1994 года.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100