|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Сладкая жизнь изнутри
Предприятие было основано в 1939 году и в настоящее время является крупным производителем и поставщиком кондитерских изделий на российский рынок. Продукция рассчитана на средние слои населения, популярна среди взрослых и детей. В 1999 году озерскому комбинату исполнилось 60 лет. Возраст немалый, но основной рост предприятия произошел в последние годы: численность работающих возросла по сравнению с 1994 годом со 102 человек до 260, выпуск продукции в натуральном выражении - с 494 до 1932 тонн, то есть в 4 раза. Количество видов выпускаемой продукции тоже увеличилось с 9 видов в 1994 году до 60 в 1999.
Таков в общих чертах портрет сегодняшнего "Озерского сувенира", а о самой продукции мы попросили подробнее рассказать финансового директора комбината Валерия Павловича Потапова:
- "Коровка" - наш основной продукт, недорогой и достаточно популярный среди населения. Сегодня она составляет 70 % от всего объема реализуемой нами продукции. Сейчас ее выпускается порядка 140 тонн в месяц и все равно не хватает. Это та база, которая позволяет предприятию проводить эксперименты по внедрению в производство новых сортов сладостей. Приходилось, конечно, вести серьезнейшую борьбу с западными конкурентами. Однако, тут "несчастье помогло", и после августовского кризиса покупатель переключился на отечественный продукт. Мы и сами стали работать эффективнее: в 1998 году практически за три месяца освоили выпуск зефира в шоколаде, шоколадных конфет-желе. У нас самый разнообразный ассортимент продукции. Мы первые в области, да и, пожалуй, в России, стали делать "Коровку" с наполнителем. Сегодня ее около 12 наименований: с орехом, изюмом, маком, кунжутом, кофе, шоколадная... Кстати, такое разнообразие - инициатива нашего генерального директора.
- Удается ли производству обходиться отечественным сырьем?
- В общем да. За исключением, конечно, тех случаев, когда какой-либо нужный ингредиент просто не изготавливается или не растет на территории России.
- Ваше предприятие, судя по всему, насыщает сладостями не только московский и подмосковный рынки, но и российский?
- Ну, по-настоящему насытить российский рынок у нас вряд ли получится - он практически необъятен. Но действительно, продукцию у нас берут и Поволжье, и Урал, и Волгоград, и Казань... Хотя, конечно, больше всего продукции идет в Москву.
На вопрос, за счет чего удалось комбинату совершить такой мощный рывок в развитии, генеральный директор "Озерского сувенира" Нисим Яковлевич Нисимов отвечает:
- В первую очередь, за счет гибкой маркетинговой политики. Мы в любой момент можем перестроить наш ассортимент согласно требованиям рынка. Являемся постоянными участниками выставок, проводим широкие рекламные кампании в средствах массовой информации - в печати, на телевидении.
В феврале 1999 года наши конфеты "Коровка" получили серебряную медаль на международной выставке "Продэкспо" на Красной Пресне. Чуть раньше, в октябре, на выставке "Российские продукты питания'99" "Коровка" получила золотую медаль, наш "Ирис-орешек" - серебряную медаль, и грамотой был награжден наш зефир в шоколаде.
- Как это ни парадоксально, но толчок к развитию многих отечественных предприятий дал августовский кризис. А что принес кризис вашей фабрике?
- Вы знаете, я не могу однозначно ответить, чего было от него больше: пользы или вреда. Конечно, курс рубля к доллару упал и западная продукция сразу стала для большинства покупателей дорогой. Но ни для кого не секрет, что у нас в пищевой и перерабатывающей промышленности практически до 40 % сырья закупается за границей. Это все, что связано с шоколадом, ореховое сырье, без которого производство основной массы сортов конфет невозможно. Соответственно, выросла и цена на конечный продукт, а следовательно, упала покупательная способность. Предприятия потерпели колоссальные убытки, многие остановились. Хорошее оборудование, к сожалению, тоже покупается за рубежом и за доллары. Если вчера по валютному товарообороту мы получали, скажем, 100 единиц, то сегодня, увеличив в несколько раз объем товарооборота, мы не получаем даже этих 100 единиц прибыли, на которые могли бы купить оборудование. Это не очень приятно. По большому счету, мы не выдерживаем конкуренцию с мировыми производителями. Сегодня у нас в пищевой перерабатывающей промышленности пошли по пути изготовления суррогатов. Но мы не стали менять рецептуру, время показало, что лучше немного переждать, и сегодня я вижу тенденцию возвращения покупа-тельского интереса к хорошей и качественной продукции. Стали появляться те клиенты, которые последний раз у нас были больше года назад. Нашу продукцию по-прежнему очень любят и знают практически везде, поскольку она расходится в огромных количест-вах. Я считаю, что каждая продукция должна иметь свое лицо. И если мы сумеем сохранить это лицо, то ту цену, которую хотим получить за нее, - получим!
- Какими "сладкими сюрпризами" вы побалуете покупателя в ближайшее время?
- Сейчас мы подготовили ряд новых продуктов. Один из них - серия восточных сладостей из 8 наимено-ваний, которую мы между собой называем "Жены Абдуллы": "Гюльчатай", "Зульфия", "Земфира" и так далее. Мы создаем новые изделия на базе наших собственных рецептур - это, к примеру, жевательная карамель "Сюрприз". На основе рецепта наших ирисок мы сделали принципиально новый продукт, который называется "Витаминный", - в него входит около 50 % нормы дневного потребления витаминов, он полезен для тех, кто активно занимается спортом, а также для детей и людей среднего и пожилого возраста. Другой наш новый рецепт - "Сухофрукты в шоколаде" (слива в шоколаде, курага в шоколаде). Это тоже продукция, традиционно пользующаяся спросом на рынке.
- Но, как известно, развитие производства, увеличение ассортимента требует финансовых вливаний... Сейчас вы сотрудничаете с Московским областным банком, какие формы взаимодействия кажут-ся вам сегодня наиболее привлекательными?
- Интересная, на мой взгляд, форма сотрудничества, ставшая для нас своего рода открытием - овердрафтное кредитование. При этом от предприятия не требуется залог, возврат средств обеспечивается оборотами по нашему счету в банке. Считается, что Сбербанк является достаточно консервативном банком, но такой прогрессивный способ кредитования впервые я обнаружил именно там. Некоторое время назад мы работали и с другими банками, в целом неплохими, но кризис 17 августа резко их пошатнул, а мы не могли рисковать своими средствами и окончательно перешли в Коломенское отделение Сбербанка. И сегодня практически все наши финансы проходят через него, а банк, в свою очередь, стимулирует наш интерес различными формами кредитования. Сегодня у нас есть серьезные задумки по увеличению объемов выпуска продукции - почти в два раза. Но, к сожалению, возможности принципиально перестраивать производство пока нет. Ведь для этого требуется определенная - немалая - сумма денег, которой мы сегодня не располагаем. И следующий этап развития нашего предприятия, который мы сейчас прорабатываем со Сбербанком, - финансирование проекта по выпуску принципиально нового вида кондитерских изделий, которые в нашей стране еще не выпускаются. Что это будет - пока не хочу говорить. Но рассчитываю вытянуть ношу данного проекта совместно со Сбербанком, который проявляет заинтересованность в развитии реального производства. Уже на предварительном этапе мы вместе со специалистами Коломенского отделения встречались с зарубежными партнерами и отработали наиболее выгодные предприятию вид контракта и порядок оплаты.
Конечно, предприятие не может существовать как замкнутая, изолированная от мира система. Потому Нисим Яковлевич со всей серьезностью отнесся к закономерному вопросу о взаимоотношениях комбината с руководством Озерского района:
- С администрацией у нас всегда были и сохраняются нормальные отношения. В свое время, когда предприятию было очень тяжело, администрация нас поддержала, за это мы ей очень благодарны. Были у нас большие проекты с администрацией Московской области, там принималось специальное решение по оказанию помощи Озерскому району, которое, к сожалению, так и не нашло своего практического воплощения... У нас были тяжелые времена, мы не платили в бюджет. Но затем все-таки погасили все задолженности, даже заплатили авансом платежи по 1999 год. Любой администрации всегда интересно, когда на ее территории есть много предприятий, предприятий работающих, это основа ее существования, но для этого нужно создавать соответствующий климат в районе и понимать нужды предприятий. Если это происходит - все нормально...
- Мы стараемся решать различные социальные вопросы, - добавляет начальник планово-экономического отдела Зоя Валентиновна Ершова. - Нуждающимся выделяется социальная помощь, работники обеспечиваются путевками в оздоровительные учреждения, также предприятие оказывает благотворительную помощь ветеранам и инвалидам труда. Естественно, получается так, что фабрика помогает администрации города снимать социальную напряжённость, связанную с высоким уровнем безработицы и дефицитом бюджета.
Говорит управляющий Коломенским отделением Московского областного банка Сбербанка России Михаил Васильевич Мелихов:
- Наше отделение начало работать с "Озерским сувениром", как и с другими предприятиями Озёрского района, два года назад, в 1998 году, когда произошло объединение двух отделений Сбербанка - Озерского и Коломенского. Тогда мы стали искать перспективные предприятия, которые были бы готовы взаимодействовать с нами по всему комплексу банковских услуг. Озерский комбинат оказался в числе наиболее динамично развивающихся. Потенциал развития этого предприятия определяется, в первую очередь, личностью и позицией генерального директора Нисима Яковлевича Нисимова и финансового директора Валерия Павловича Потапова - их стремление к развитию предприятия позволило распространять свою продукцию не только в области, но и по всей России. За время нашего взаимодействия, размер кредитования Озерского кондитерского комбината вырос в 2,5 раза. Сегодня мы работаем с этим предприятиям по кредитным линиям и по форме овердрафтного кредитования, осуществляем инкассацию наличности. На очереди - внедрение пластиковых карт, установка системы компьютерного управления расчетными счетами предприятия "Клиент-Сбербанк". Мне очень импонирует вдумчивость руководства предприятия, его отношение к банку как к ближайшему партнеру и помощнику.
|