Традиции и технологии
Банки являются одним из самых динамично развивающихся элементов финансовой системы в любой стране. В то же время, это достаточно консервативная сфера, веками сохраняющая свои традиции. Как показывает опыт, предоставление традиционных банковских услуг на основе применения современных технологий, способов и методов их реализации является наиболее эффективным и для кредитно-финансового учреждения, и для его клиентов.
Порой совершенно рядовые на вид банковские услуги таят в себе неожиданную современную «начинку», сулящую их пользователям немалые выгоды. О том, насколько справедлив этот тезис применительно к расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц, мы беседуем с директором Управления корпоративных клиентов и бюджетов Среднерусского банка Сбербанка России Геннадием Самойловым.
— Геннадий Одисеевич, в информационных материалах Среднерусского банка регулярно встречаются упоминания о новых подходах при расчетно-кассовом обслуживании предприятий и организаций. Но что нового можно вообще придумать в этой, скажем так, первичной банковской услуге?
— Безусловно, безналичные расчеты и организация налично-денежного обращения — классические банковские продукты. Однако в результате эволюции банковской системы они сильно изменились. Современное расчетно-кассовое обслуживание в нашем банке — это целый комплекс услуг, гибко и оперативно подстраиваемых под каждого клиента. Так, например, стандартное обслуживание счета юридического лица, теперь предполагает не простые действия по приему и отправке платежных поручений, а осуществление этих операций с использованием электронных платежных систем практически мгновенно и в любой уголок земного шара, при этом клиенту даже нет необходимости приходить в банк: платежи он может оформлять из своего офиса, в т.ч. и через Интернет, а наличные деньги ему привезут прямо в служебное помещение. Информацию о состоянии своего счета руководители предприятия могут получить в любое время суток по специальной информационной автоматизированной системе, а сам счет буквально носить в кармане! Таким образом, становится возможным комплексный подход с индивидуальной «настройкой» под каждого корпоративного клиента: когда формируется набор банковских продуктов в том ассортименте и комбинации, которые были бы интересны именно ему, исходя из его отраслевой специфики, масштабов деятельности, территориальной удаленности от банка.
— Что все-таки дает комплексное предоставление услуг обслуживающимся в Среднерусском банке предприятиям?
— Применяя комплексный подход к обслуживанию наличного и безналичного оборота, банк может помочь предприятию одновременно сократить транспортные расходы на поездки в банк, сберечь время его бухгалтерским работникам, оградить от проблем с перевозкой денежной наличности и обеспечением ее сохранности. Для этого мы предлагаем установить систему электронного управления своим счетом непосредственно из офиса организации «Клиент-Сбербанк», заключить договор о переводе заработной платы сотрудников на пластиковые карты, воспользоваться службой инкассации банка, которая способна доставить денежные средства не только по территории Московской, Брянской, Калужской, Рязанской, Смоленской, Тверской и Тульской областей, но и в любой другой регион нашей страны.
Наш банк сегодня предлагает около ста услуг, которые можно отнести к категории расчетно-кассовых. Выбрать те или иные из них, а также подобрать наиболее эффективную их комбинацию можно, обратившись за консультацией в любое отделение Среднерусского банка. Кстати, рекомендации по возможностям более эффективного ведения бизнеса с помощью услуг банка можно получить и на наших семинарах и «круглых столах». Здесь перед клиентами банка выступают не только наши банковские работники, но и представители налоговой инспекции, федерального казначейства, других контролирующих органов, аудиторских и юридических фирм.
— Какие новые услуги для юридических лиц внедрены или планируются к внедрению в Среднерусском банке?
Да, нам есть чем порадовать наших корпоративных клиентов. Так сравнительно недавно у них появилась возможность сдавать денежную наличность в учреждения банка независимо от того, в каком именно подразделении Сбербанка России открыт их счет. Востребован и такой современный, высокотехнологичный банковский инструмент как корпоративная пластиковая карта: мы советуем ее использовать руководителям предприятий, много перемещающимся по стране или за рубежом, так как она позволяет дистанционно управлять денежными средствами фирмы. С помощью такой карты можно оперативно проводить необходимые платежи, ускорить оборачиваемость капитала, сэкономить в итоге и время, и деньги.
В скором времени станет возможным использование круглосуточного автоматического сейфа, который позволит индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам круглосуточно осуществлять сдачу денежной выручки в банк.
Чтобы клиенты имели оперативную информацию об оборотах и остатках денежных средств на своих счетах, могли получать выписку по счету на факс-аппарат, мы приступили к внедрению системы «Войс-Информатор» — круглосуточного автоответчика банка с многоканальным телефонным номером.
Кроме того, учитывая пожелания нашей корпоративной клиентуры, мы стали оказывать им консультационную поддержку по порядку соблюдения кассовой дисциплины, что позволит нашим деловым партнерам до минимума снизить риск штрафных санкций за ее нарушения. Также поддержку в направлении информации в Центральный каталог кредитных историй, что помогает ускорить процедуру получения клиентами заемных средств, а в перспективе будет снижать цену заимствования.
— Известно, что учреждения Сбербанка предлагают своим клиентам индивидуальные схемы расчетно-кассового обслуживания, основанные на использовании разветвленной филиальной сети. Не могли бы вы пояснить, в чем суть дела?
— Сбербанк России обладает действительно уникальной по своей широте филиальной сетью, и мы призываем клиентов активнее пользоваться этим нашим преимуществом. Любому юридическому лицу, имеющему сеть филиалов, дочерних и аффилированных структур, мы рекомендуем обслуживаться всем этим хозяйственным сообществом в наших филиалах на местах. В этом случае все расчеты, независимо от географического расположения деловых партнеров, будут проходить внутри одного банка, что существенно сокращает пробег платежных документов. Кроме того, головной организации мы помогаем установить контроль за деятельностью ее структурных подразделений, предоставляя ей выписки по счетам филиалов или возможность отзыва расходных платежных документов филиалов до их исполнения банком. Контролировать лимит и цели расходных операций филиалов можно также в автоматическом режиме с использованием сметы платежей по статьям расхода, установленным для филиалов управляющей компанией юридического лица.
Мы помогаем нашим клиентам найти рынки сбыта своих товаров и услуг, подыскать себе деловых партнеров. Для этого предприятию или организации достаточно подать в банк заявку о своих предложениях и прайс-лист, которые по электронной почте будут доведены до сведения корпоративной клиентуры всех подразделений Сбербанка России.
По описанной схеме можем оказать нашему клиенту помощь и в выходе на мировой рынок. Ведь Сбербанк России активно сотрудничает с юридическими лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, и обладает одной из самых разветвленных корреспондентских сетей.
— Самый важный вопрос — какова тарифная политика банка?
— Для поддержки наших корпоративных клиентов мы придерживаемся принципа «пакетного» предоставления банковских услуг. При реализации этого принципа стоимость банковского продукта зависит от их общего количества, используемого клиентом. Таким образом, у любого юридического лица есть реальная возможность снижать размер платы за обслуживание.
Более низкие тарифы у нас применяются по отношению к бюджетным и общественным организациям, значимым и VIP-клиентам банка. Принципиальным для нас является и бесплатное предоставление расчетных услуг по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Одновременно, благодаря платежной системе Сбербанка России, наши клиенты имеют возможность на льготной основе осуществлять расчеты с контрагентами, имеющими счета в филиалах банка, независимо от количества платежных документов, размеров перечислений и территориальной удаленности деловых партнеров.
Предприятиям и организациям, которые имеют сеть филиалов или дочерних обществ, мы предлагаем единые условия обслуживания в банке. Таким образом, тарифная политика банка индивидуально выстраивается под каждого конкретного клиента, с учетом его потребностей и возможностей.
— Как стать VIP-клиентом банка и что означает этот статус?
— В банке обслуживаются юридические лица, которые существенно влияют на экономический потенциал того или иного региона, являются градообразующими предприятиями, крупнейшими налогоплательщиками и т.д. Очевидно, что для создания благоприятных условий для их финансовой деятельности банку необходимо было выработать особые условия обслуживания. С этой целью в Среднерусском банке и была реализована программа VIP-обслуживания.
VIP-клиентам мы предоставляем услуги персонального менеджера, индивидуальные тарифы на банковские продукты, отдельные помещения для обслуживания. Это касается и самого предприятия и его руководителя. Руководитель предприятия, являющегося VIP-клиентом, также имеет право на первоочередное обслуживание в любом из учреждений Среднерусского банка, другие льготы и привилегии. Это и консультирование по наиболее эффективному использованию временно свободных денежных средств, и оформление банковских карт международных платежных систем «представительского класса» без явки клиента в банк, услуги персонального менеджера для руководителя и членов его семьи.
Именно VIP-клиентам мы в первую очередь предлагаем все новые банковские услуги. И надо сказать, что такая практика себя оправдывает: VIP-обслуживание оказалось хорошим испытательным полигоном для новых банковских технологий и услуг, отрабатываются сразу все тонкости и возможности. Затем новинки внедряются в «массовое производство» и предоставляются всем корпоративным клиентам банка, что становится своеобразной «точкой роста» не только банковского, но и, прежде всего, клиентского бизнеса.