Сбербанк осваивает новые технологии

С 10 по 16 марта в Ганновере, столице федеральной земли Нижняя Саксония (Германия) проходила крупнейшая в мире ярмарка информационных технологий CeBIT-2005. В церемонии открытия принял участие канцлер Германии Герхард Шредер. Всего же на CeBIT-2005 было представлено 6700 компаний из 69 стран мира, в том числе 80 российских, 24 украинских и 4 белорусских. Не остался в стороне и Среднерусский банк Сберегательного банка Российской Федерации.

О последних новинках в области банковских технологий мы беседуем с начальником Отдела банковских технологий Дмитрием Овечкиным и заместителем директора Управления информатики и автоматизации банковских работ Олегом Куперманом.

 — Какие новинки, представленные на выставке в Ганновере, показались вам наиболее интересными и перспективными для применения в Среднерусском банке?

Дмитрий Овечкин:

 — В этом году в Ганновере банковские технологии были представлены как никогда широко. Однако меня больше всего заинтересовали системы автоматизации банков, поскольку Среднерусский банк вошел в пилотный проект Сбербанка России по созданию офисов самообслуживания. Имеются в виду терминалы для зачисления средств на счета, погашения кредитов и процентов по ним, приема коммунальных платежей и т.д. В Германии они распространены повсеместно и практически в каждом офисе, обслуживающем частных клиентов, большинство операций совершается через данные устройства.

 — В чем преимущество терминалов самообслуживания перед живыми операторами?

Олег Куперман:

 — Поток клиентов постоянно растет, все больше людей обращаются за погашением кредитов, переводом денег, чтобы оплатить услуги, пошлины. Соответственно, многократно возрастает нагрузка на операционистов. Открывать новые окна, увеличивать количество операторов — такая возможность есть не всегда. Зачастую наши филиалы размещены в помещениях, которые расширить невозможно: справа - магазин, слева — почта, сверху — жилой дом. Решить проблему можно только за счет оснащения их оборудованием, которое позволит клиентам обслуживаться самостоятельно. Я, впрочем, отдаю себе отчет, что терминалы самообслуживания не являются панацеей от всех бед. По опыту работы с пластиковыми картами мы знаем, что многие люди предпочитают отстоять очередь к живому оператору, поскольку «девочка» может объяснить то, что непонятно.

 — В таком случае насколько экономически обосновано применение этих автоматов?

Д.О.:

 — В банках используются терминалы разных типов, многофункциональные аппараты наиболее дорогие, так как совмещают в себе несколько функций: обмен валюты, прием платежей, выдача наличных с пластиковых карт… Соответственно размещать их имеет смысл в местах, где совершается наибольшее количество операций — операционные залы отделений, крупные торговые центры, подобные «Ашану» в Московской области, транспортные узлы. Что касается остальных наших филиалов, то их можно оснастить относительно недорогими терминалами для приема платежей — услуга наиболее популярная у потребителя, который выбирает филиал по принципу территориальной близости к дому.

 — Когда же терминалы самообслуживания появятся в филиалах Среднерусского банка?

Д.О.:

 — В ближайшее время мы планируем начать эксплуатацию первого терминала самообслуживания в Балашихинском отделении для приема коммунальных платежей. Далее подобный терминал появится и в операционном управлении банка в Москве, где будут решаться вопросы использования терминала для платежей в погашение кредита и процентов по нему. Учитывая активный спрос на потребительские кредиты, предоставление подобной услуги очень актуально для банка. По результатам эксплуатации будет приниматься решение об оснащении филиалов банка терминалами самообслуживания.

 — Какие еще интересные идеи появились у вас после посещения Ганновера?

Д.О.:

 — Очень интересна идея организации детских зон в центрах самообслуживания, что позволяет родителям спокойно совершать банковские операции. Также на CeBIT было представлены новые системы интернет-банкинга, линии банковского оборудования различного назначения. Помимо выставки мы побывали в нескольких шпаркассах, где на практике познакомились с функционированием зон самообслуживания (в основном там используются терминалы Wincor Nixdorf) и работой с частными клиентами. Кстати, у пожилых немцев совершенно не возникает трудностей во взаимодействии с устройствами самообслуживания и, я думаю, мы со временем в этом вопросе не будем являться исключением.

О.К.:

 — Одной из целей моей поездки было знакомство с фирмами-производителями, что называется «в живую», а не по прайсам и рекламным буклетам. Выставка дала уникальную возможность лично опробовать различные терминалы самообслуживания. Признаюсь честно, с выставки вышел в некотором недоумении. Если фирма IBM, которая, кстати, победила в конкурсе по поставкам высокопроизводительных серверов, заняла четверть павильона №1, то не менее раскрученный бренд HP мы вообще не нашли. Все это лишний раз убедило меня, что есть объективные характеристики — производительность, цена и т.д., а есть положение на рынке, которое постоянно меняется. Оценить его как раз и можно на подобных выставках. Другой приятный момент, также связанный с фирмой IBM, — на своем двухэтажном стенде она показывала не только конечный продукт, но и инновационные технологии. Для нас весьма важно понять, — вкладывает ли фирма деньги в собственные разработки или покупает их на стороне.

 — Насколько быстро инновационные технологии воплощаются в реальную жизнь?

О.К.:

 — В банковской сфере весьма быстро. Не так давно появились банкоматы, оснащенные cash-in устройствами. Предполагалось, что в них можно будет не только снимать деньги с пластиковых карт, но и открывать и пополнять счет, платить за кредит. Но вставал вопрос, как оптимизировать сам процесс выдачи и приема денег, чтобы не дублировать систему кассет и сократить количество посещений банкоматов инкассаторами. Решение было найдено — принятые банкноты банкоматы стали выдавать обратившимся за наличностью. Снова проблема — не учли человеческую психологию. Давно замечено, что платить люди стараются мятыми и мелкими купюрами, а получать хотят крупные и хрустящие. И сразу же внутри аппаратов появились сортировщики, которые отсортировывают ветхие деньги в отдельную кассетку. Год не прошел, как сменилось три поколения аппаратов. Та же фирма IBM показывала новое устройство для хранения данных, емкость которого такова, что на нескольких квадратных миллиметрах можно разместить всю библиотеку им. Ленина. Все интересные разработки и предложения просто невозможно перечислить.

 — Как быстро подобные новинки могут появиться в Среднерусском банке?

О.К.:

 — Здесь важен комплексный подход. Так новые серверы IBM и SUN станут сердцем централизованной Автоматизированной Банковской Системы Среднерусского банка, в которой будет сосредоточена вся информация об операциях, совершаемых в подразделениях банка. Придя в филиал, чтобы осуществить, к примеру, коммунальные платежи через терминал самообслуживания, клиент сразу сможет узнать, — сколько он должен и кому. Соответственно, информация об осуществленных платежах регулярно будет поступать в коммунальные службы его района.

Д.О.:

 — Внедрение любых новшеств зависит от наличия потребности в них со стороны клиентов или банка. Все новые продукты, услуги и технологии, централизованно разрабатываемые Сбербанком России, своевременно внедряются и у нас: мобильный банк, клиент-банк, экспресс-кредитование и многое другое. При этом Среднерусский банк активно ведёт и самостоятельную работу по совершенствованию обслуживания клиентов и оптимизации своей деятельности, здесь и внедрение биллинговой системы, те же терминалы самообслуживания. Мы стараемся идти в ногу со временем, и со временем спектр новых технологий и услуг значительно расширится.