Рецепт успеха
Редкий бизнес сегодня развивается только благодаря собственным ресурсам — все чаще предприятия обращаются за кредитами в банк. О том, как развивалось небольшое предприятие по производству газированных напитков и о своем опыте сотрудничества со Смоленским отделением Сбербанка России, нашему корреспонденту рассказал Владимир Прошин, генеральный директор ООО «АкваВита».
— Как вы пришли в бизнес?
— После того, как я закончил в 1996 году факультет иностранных языков нашего Смоленского пединститута, у меня встал вопрос о месте работы. Если бы учителям платили достаточную зарплату, то я бы, возможно, и стал преподавать в школе. Но у меня к тому моменту уже была жена и маленькая дочка. Действовал я тогда по известному шаблону — просматривал объявления о вакансиях , среди которых наткнулся на предложение компании «Кока-Кола», которой требовались коммуникабельные торговые представители с водительскими правами.
Меня в первую очередь привлекло то, что руководителем представительства на тот момент был ирландец, и я мог попрактиковаться в английском. И если с коммуникабельностью у меня было все в порядке, то водительских прав у меня не было. Тем не менее, после пяти дней моей работы, в компании решили, что мне оплатят обучение в автошколе, чтобы я смог получить права. Через год я стал директором представительства компании «Кока-кола» и проработал там до 1999 года.
— Почему ушли из такой крупной известной компании?
Мои институтские друзья предложили мне совместить мой опыт по продажам с их финансами. Так появилась компания «АкваВита», мы купили линию по производству газированных напитков и открыли собственное производство. Через год я уехал в Америку, где проходил стажировку на предприятии по производству свежевыжатых соков. Кроме того, параллельно учился в Московском государственном университете управления. Все это мне очень помогает сейчас в бизнесе.
— Почему вы решили занять именно эту нишу бизнеса?
— На тот момент все ниши по производству недорогой газированной воды были заполнены, в частности, в Смоленске было восемь подобных предприятий. Но я был уверен в своих силах, потому что на тот момент, кроме «Кока-Колы», никто не продавал продукцию под собственной торговой маркой. Продавали «Дюшес», «Лимонад» и т. д. Мы же сразу создали свои торговые марки. «АкваВита» — марка питьевой воды, «Наш вкус» и «100% хит» — сладкая газированная вода, которые пользуются успехом на рынке.
С реализацией нашей продукции вопрос был решен сразу — крупные оптовики забирали весь объем, который мы производили. Естественно у нас встал вопрос о дальнейшей стратегии развития предприятия, а поскольку собственных средств на увеличение мощностей не хватало, мы решили взять кредит.
— Сложно ли было решиться на первый кредит?
— Вначале было морально тяжело взять на себя обязательства. Свой первый кредит в один миллион рублей мы взяли в Сбербанке, вовремя его погасили. Потом вошли во вкус пользования кредитными ресурсами и за первым последовали другие на разные цели. Последний наш кредит мы взяли на расширение производства, модернизацию и перевод предприятия в другой населенный пункт.
— Берете ли вы кредиты в частном порядке?
— Да, и тоже в Сбербанке
— Ваша компания занимается только производством?
— «АкваВита», кроме реализации своей продукции, является официальным дистрибьютором компаний «ПепсиКо Холдингс», «Ригли» в Смоленске, а также торговых марок «Пепси», «Маунтин Дью», «Миринда», «Аква Минерале», «Лэйз», «Читос», «Аэроволны», «Орбит», «Архыз» и др.
В прошлом году мы стали лучшими дистрибьюторами в центральной России по «Ригли», поэтому компания сочла возможным предложить нам в качестве поля деятельности еще два региона — Курск и Орел.
— Не планируете ли выход на московский рынок?
— На данный момент нет. Московский рынок — достаточно жесткий. Хотя не исключено, что мы выйдем на него с сокосодержащими напитками в следующем 2008 году
Юрий Карипов, начальник сектора кредитования малого бизнеса Смоленского отделения Сбербанка России:
— Три года назад «АкваВита» взяла первый кредит на пополнение оборотных средств. Предприятие несколько раз пользовалось краткосрочными кредитами, которые шли, в основном на закупку сырья. Потом встал вопрос об инвестиционном кредите — такие кредиты предназначены для финансирования затрат капитального характера — увеличение мощности производства, его модернизацию и пр. В 2006 году ООО «АкваВита» был выдан инвестиционный кредит на приобретение линии по розливу газированной воды. Дело в том, что оборудование предприятия на тот момент не позволяло удовлетворить сезонную потребность в газированных напитках. Производство нуждалось в расширении масштабов деятельности и закупке импортного оборудования. На сегодняшний день оборудование полностью оплачено, поставлено, смонтировано. Предприятие перешло к реализации производственной фазы проекта, успешно его претворяет в жизнь и сохраняет реальные показатели бизнес-плана. К слову сказать, пример «АкваВиты» далеко не единственный. У нас есть клиенты, которые еще несколько лет назад брали в банке заемные средства на покупку сырья в размере, не превышающем 200300 тысяч рублей. Сегодня они развили свой бизнес и успешно решают инвестиционные цели опять же при помощи кредитных ресурсов Сбербанка России, но теперь уже исчисляющихся десятками миллионов рублей. И на них, как на тех студентов в анекдоте про зачетку, в большей степени работает не эффективно развивающийся бизнес, а безупречная репутация и безупречная кредитная история.