Очередей не будет
Ежедневно офисы Сбербанка России проводят большое число платежей. А в начале месяца, когда идет массовая оплата коммунальных услуг, их количество бывает просто огромно. Отсюда очереди, нервотрепка, потеря драгоценного времени. Однако все постепенно меняется — появляются новые современные устройства для проведения платежей. Стандартные повторяющиеся операции с успехом может проводить «умный» автомат.
Два года назад в подмосковной Балашихе появился первый терминал по оплате коммунальных услуг. О внедрении и развитии сети устройств самообслуживания по оплате коммунальных платежей и иных услуг рассказывает заместитель управляющего Балашихинским отделением Сбербанка России Елена Черкашова.
— Кто контролирует оплату коммунальных услуг в вашей семье?
— Как работник банка уполномоченным лицом по оплате коммунальных услуг в семье являюсь я. Сотрудники Сбербанка все новые услуги испытывают на себе, чтобы можно было клиентам понятно объяснить, как с ними работать. Раньше я всегда пользовалась оформленным по «зарплатному» счету длительным поручением на списание средств в оплату за коммунальные услуги. Когда мы начали внедрять проведение расчетов через терминал, я первой провела свой платеж за квартиру. Потом заплатила и за свет, а теперь пользуюсь терминалом постоянно. Оплачиваю также и квартиру своих родителей по их счетам.
— А знакомые ваши как оплачивают коммунальные услуги?
— Знакомые с моей подачи тоже стали пользоваться терминалом. Очень удобно — платить можно как наличными деньгами, так и по банковской карте. Но основное удобство — это конечно, отсутствие очереди к терминалу.
— Кто пользуется терминалами?
— В основном молодые люди. Им несложно — у них богатый опыт оплаты мобильных телефонов, поэтому и с нашим терминалом по оплате коммунальных услуг они быстро разобрались. Пожилые люди более консервативны, но постепенно ситуация меняется и здесь.
— Сколько у вас таких терминалов?
— Балашихинское отделение — первое отделение Среднерусского банка Сбербанка России, в подразделениях которого были установлены платежные терминалы.
На сегодняшний день в г. Балашиха успешно функционируют 6 платежных терминалов. В стадии подключения находятся еще два. В течение 2007 года планируем установить терминалы в городах Реутове и Железнодорожном.
— Как работает терминал?
— Клиент подходит к терминалу, набирает номер своего лицевого счета, который указан в высылаемом ему платежном документе, и далее следует всем инструкциям аппарата. С использованием терминала можно произвести оплату как наличными, так и безналично, с использованием банковских карт, за услуги ООО «Информационно — расчетный центр г. Балашиха», ЗАО «Балашихинская электросеть» и ТСЖ «Южный», а также за услуги сотовых операторов «МТС», «Билайн», «Мегафон» и кабельного телевидения «НТВ+». В ближайших планах отделения расширение перечня организаций, оплата услуг которых возможна на терминале.
— Как люди узнают об установке новых терминалов, и откуда клиент узнает, как наладить общение с терминалом?
В каждом структурном подразделении нашего отделения размещены информационные листовки о возможности оплаты коммунальных услуг с указанием мест установки терминалов. Над терминалом, либо в непосредственной близости от него размещены информационные плакаты и подробная инструкция по его использованию. Мы также используем районные СМИ, публикуя списки мест установки терминалов. ООО «Информационно-расчетный центр г. Балашиха» периодически размещает на своих платежных документах, направляемых плательщикам, список пунктов установки терминалов. Кроме того, аналогичная информация размещена на официальном сайте банка www.srb.ru.
При оплате коммунальных услуг через операционное окно клиенту выдается краткое руководство по пользованию терминалом.
В наших планах — размещение инструкций по проведению платежей на платежных документах ООО «Информационно-расчетный центр г. Балашихи». Думаем, что это будет способствовать притоку новых клиентов по обслуживанию на терминалах.
— Каковы отзывы плательщиков о работе терминалов?
— Отзывы только положительные. За прошедшие два года у нас уже появились постоянные клиенты. Как в любом новом деле бывают отдельные сбои, но главное то, что у клиентов появилась возможность не стоять в очереди и оплачивать коммунальные услуги за считанные секунды. Мы дорожим своими клиентами, хотим создать им комфортные условия обслуживания в нашем банке — поэтому, и развиваем сеть информационно-платежных терминалов.
— Что делать в том случае, если платеж не прошел, чек не распечатался, а деньги списаны с карты или взяты терминалом?
— При возникновении любой нештатной ситуации клиент оформляет заявление на имя управляющего отделением банка с описанием случившегося. Сотрудники банка всегда помогут клиенту в оформлении такого заявления.
— Часто ли к вам обращаются с такими заявлениями?
— Очень редко. Каждое такое заявление рассматривается индивидуально. Мы обязательно все проверяем, и если платеж не состоялся — возвращаем деньги плательщику либо на основании его заявления перечисляем деньги в организацию.
— У вас есть какие-либо данные, сколько человек ежемесячно оплачивает коммунальные услуги через «окна» и сколько через терминал?
Доля «терминальных» платежей от месяца к месяцу увеличивается, хотя не такими темпами, как бы нам хотелось — все-таки есть определенная инерция мышления. Однако я твердо уверена, что скоро операции по оплате коммунальных услуг на терминалах станут массовым явлением, а очереди к окнам по оплате коммунальных платежей значительно поредеют.