На встречу с клиентом
В сельской местности современный банковский филиал с жесткими требованиями по техническому оснащению и укрепленности просто не выживает. Это надо строить все заново, тянуть связь за тридевять земель, искать специалистов, которые согласились бы уехать из центра и работать на селе, что и вовсе нереально. Подобные затраты окупаются только при большом клиентском потоке, в спальном районе города, крупном рабочем поселке. Но оставить людей в деревнях без пенсий, компенсаций, возможности открыть вклад, перечислить зарплату на банковский счет, сделать перевод, заплатить за услуги – тоже невозможно. Тогда банковский филиал поставили на колеса. Один из самых ярких примеров – Спасский район Рязанской области. Села разбросаны друг от друга на десятки километров, жителей немного, все они привязаны к своей земле, к хозяйству, в город не наездишься да и времени нет. Когда рынок заставил Сбербанк закрыть 6 нерентабельных филиалов в районе, альтернативу нашли, создав передвижной пункт кассового обслуживания (ППКО). Он начал свою работу в Спасском отделении №2623 Сбербанка России 16 декабря 1999 года.
Передвижной пункт работает 5 дней в неделю и обслуживает 9 сел, где живут около 8 тысяч человек. Все функции закрытых филиалов были переданы в передвижной пункт. Кроме того, в настоящее время он обслуживает также 3 села, где ранее не было банковских филиалов вообще. В каждом селе определено конкретное место работы, как правило, в центре.
Народ поначалу, конечно, был в расстройстве и осторожно отнесся к этой новации. Но быстро привыкли. Теперь приходить встречать “машину Сбербанка” со своими заботами, вопросами и сберкнижками - обычное дело. Выезд в населенные пункты осуществляется строго по установленному графику, который неоднократно пересматривался с учетом объема совершаемых операций, пожеланий клиентов и согласовывался с главами сельских администраций.
Передвижной пункт в Спасском отделении создали на базе автомобиля ЗИЛ “Бычок”. Его обеспечение полностью соответствует требованиям Сбербанка России. Место клиента оборудовано удобной мебелью, обеспечена полная конфиденциальность, что очень важно при банковском обслуживании. Решать свои финансовые дела в бронированной машине один на один с банковским служащим людям понравилось.
Работает ППКО без срывов, в 2003 году был приобретен резервный передвижной пункт (на базе “ГАЗа”). Регулярно проводится и профилактический осмотр основной машины. Если вдруг автомобиль сломался на маршруте (за все время было только 2 таких случая), то водитель-инкассатор оперативно связывается с Рязанским отделением банка, и принимается решение о направлении резервной машины. Протяженность маршрута ППКО в неделю составляет 410 км. В среднем автомобиль проходит 100 км в день.
Бывают и нестандартные ситуации. Так, во время весеннего разлива Оки прекращается работа паромной переправы в Спасском районе. Поэтому приходится ехать через мост в Рязани, что значительно (в 2,5 раза) удлиняет маршрут, и, соответственно, меняет график работы передвижной кассы. Банк сообщает об изменениях в администрации сельских округов, чтобы клиенты не волновались. Под весеннюю распутицу приходится подлаживаться.
Специалисты и клиенты отмечают, что ППКО принес на село банковские услуги в новом качестве, сократилось время обслуживания, увеличилась скорость прохождения платежей и зачислений. Очередь собирается только в начале очередного этапа выплаты компенсаций по вкладам, так как операции эти трудоемкие по исполнению. Курсируя между селами, постоянно “в поле”, в тесном контакте с клиентом, ППКО помогает оперативно реагировать на изменения экономической ситуации в каждом населенном пункте. Как результат, за время работы передвижного пункта остаток вкладов увеличился в 4 раза, количество счетов – в 1,5 раза.