Все внимание - клиенту
Видновское отделение №7814 СБ РФ обслуживает территорию двух динамично развивающихся подмосковных районов — Ленинского и Домодедовского. Для удобства клиентов работает 27 филиалов.
По состоянию на 1 августа 2003 года в Видновском отделении открыто более 407 тысяч рублевых вкладов с примерным остатком на счетах – 1 400 млн рублей, валютных — четыре с половиной тысячи с остатком почти 13 млн долларов США. Отделением выдано клиентам и обслуживается примерно семь тысяч банковских карт. На сегодняшний день Видновское отделение имеет семь пунктов выдачи наличных по картам и десять банкоматов, девять из которых работают в круглосуточном режиме. Один банкомат установлен на предприятии ОАО “Мосметаллоконструкция”. В числе крупных клиентов отделения также ЗАО “Стальинвест”, ОАО “ДоКон”, ООО “Диалогсервис”, Михневский ремонтно-механический завод, ЗАО “Прокос”.
Каждый представитель экономически активного населения Ленинского и Домодедовского районов имеет не менее одного счета в Сбербанке: до востребования, пенсионные, карточные и проч.
Георгий Николаевич Моргунов , кандидат экономических наук. Год рождения — 1954. Женат, дочь-студентка. Имеет два высших образования — техническое и экономическое. Защитил кандидатскую диссертацию в аспирантуре Российской Академии госслужбы при Президенте РФ. Долгое время работал в Управлении Федерального Казначейства по Московской области и столичном Фонде обязательного медицинского страхования. С мая 2003 года возглавляет Видновское отделение № 7814 Сбербанка России.
— Георгий Николаевич, придя в систему Сбербанка извне и имея одновременно большой опыт работы в финансовых структурах, что Вы можете сказать о современном положении Видновского отделения, его клиентской базе?
Приступая к работе в Видновском отделении, я сразу почувствовал, насколько ответственны и уникальны задачи отделения, обслуживающего ближайший пояс столицы. По одну сторону МКАД — крупнейший мировой мегаполис, через который проходят огромные финансовые и людские потоки, по другую — не менее динамично развивающаяся Московская область. Столичный регион сегодня насчитывает более 17 миллионов человек — больше, чем вся Болгария или Белоруссия. Многие ежедневно ездят на работу из области в Москву и из Москвы в область. Фактически это единая производственная сфера. Приток трудовых и финансовых ресурсов тем более характерен для пограничных районов Подмосковья, например, Ленинского и Домодедовского, которые обслуживает наше отделение.
— Какой сектор экономики региона представляет наибольший интерес для крупной банковской структуры?
Прежде всего, это сотрудничество с районными администрациями в области инвестиционного кредитования — реализация крупных проектов, связанных с производством, строительством. Город Видное, где расположено отделение, славится своими масштабами строительства на все Подмосковье, то же самое можно сказать и о Ленинском районе в целом. В настоящее время вместе с районными властями мы ищем возможности взаимодействия в этих направлениях, я уже встречался с главой Ленинского района Сергеем Сергеевичем Евтюховым и с его коллегой из Домодедово Леонидом Павловичем Ковалевским. В целом по области доходы муниципальных образований растут, но не так быстро, как хотелось бы. А наши ресурсы могли бы помочь районам решить некоторые проблемы, например, жилищную. Для нас администрация — это надежный клиент.
— Какие проблемы наиболее остро стоят сегодня перед Видновским отделением Сберегательного банка?
Всегда и во все времена главная проблема — это кадры. От инициативности сотрудников напрямую зависит доход наших филиалов. В Видновском отделении работает достаточно квалифицированная и опытная команда. Другая проблема - техническая оснащенность. Прибыль можно пустить на те же новые технические средства, облегчающие труд операторов, да и клиентам было бы удобнее у одного кассира совершать и операции по вкладам, и тут же получать деньги. Плюс необходимо наращивать объемы кредитования населения и инвестиционных проектов районного масштаба.
— Каковы перспективы работы отделения в ближайшем будущем?
История Сбербанка России насчитывает не один век, поэтому, на мой взгляд, главная задача — поддержать его значение, внедрять и развивать все интересное, чтобы традиции и современность помогали друг другу. Хочется отметить, что у Видновского отделения, опять же благодаря близости столицы, конкурентов хватает, и весьма серьёзных. Каждый раз, принимая решение, приходится задумываться, а как в этой ситуации, с этим клиентом поведут себя конкурирующие банки. Это даже хорошо, поскольку заставляет искать новые пути привлечения клиентов.
Политика отделения определяется в первую очередь реальным состоянием дел и желанием развиваться. Несмотря на то, что наше отделение еще достаточно молодое — в настоящем виде оно существует только с конца 1999 года, после объединения Ленинского отделения с Домодедовским — на сегодняшний день у нас есть стабильность, опыт и наработанные связи. Динамика развития экономики Ленинского и Домодедовского районов, да и всей страны, ведет к увеличению нашей ресурсной базы: пассивы отделения растут. Чтобы денежные средства не застаивались, а работали на нас, находили своего потребителя, и прежде всего в реальном секторе экономики, нам, сотрудникам отделения, приходится искать способы, как заинтересовать потенциального заемщика наших ресурсов. Тем более, что в конце 90-х объединились не только ресурсы двух отделений, но и их технологии, возможности, стала общей достаточно протяженная и разнообразная филиальная сеть.
Что касается каких-либо коренных изменений в стратегии отделения, то помимо повышения качества работы трудно придумать что-либо иное. Однако понятие качества применительно к Сбербанку тоже имеет свою специфику. К примеру, вызывают нарекания большие очереди в наши операционные кассы, но в то же время — это показатель того, что у нас есть и отлаженные технологии, и высокий денежный оборот.
— Каковы перспективы развития банковских карт на территории обслуживания вашего отделения?
В ближайшее время хотелось бы повысить выпуск карт по зарплатным договорам, продвигать именно безналичные расчеты, а также развивать эквайринг — расчеты за услуги, товары и прочее посредством банковской карты. Отказ от операций с наличностью увеличивает денежные обороты и скорость получения прибыли, а издержки при этом падают. Осталось убедить население, что безналичные расчеты — это культура современной жизни, а также сделать электронные средства получения наличности максимально доступными для людей. Последнее обстоятельство связано, конечно, с развитием сети не только филиалов, но и банкоматов. В апреле мы установили круглосуточный банкомат по обслуживанию банковских карт с магнитной полосой международных платежных систем VISA International и MasterCard International в зоне прилета международных рейсов аэропорта “Домодедово”. В круглосуточном режиме работают наши банкоматы в филиале на улице Советской в Видном и в торговом центре “Твой Дом” на 24 километре МКАД. Четыре наших банкомата установлены на территории торгового центра “Мега” в магазине “АШАН”, они работают в режиме комплекса…
— Что, по-вашему, надо делать, чтобы у банка был свой постоянный клиент?
После всех экономических потрясений, которые страна пережила за последнее десятилетие, все мы хотим одного: чтобы наши денежные средства обслуживались и размещались надежно. Второе, что, пожалуй, еще важнее первого: приходя в банк, клиент всегда хочет видеть, что его ждут, ему рады и готовы помочь. Банковские услуги в этом смысле можно сравнить с медицинскими, когда пациенту помогает уже элементарное внимание и вежливость. Люди престарелого возраста особенно к этому чувствительны. На вопрос “Что вы понимаете под словом “забота”?” потенциальные клиенты Сбербанка чаще всего отвечают: “Чтобы нам все объяснили”. Больше всего это касается вкладчиков-физических лиц, которые приносят свои кровные, переживая за их дальнейшую судьбу, не говоря уже о стремлении получить проценты.
Кроме того, необходимо серьезно заботиться о финансовой и юридической грамотности населения. Большинство наших действующих и потенциальных клиентов просто не знают, какие услуги, помимо вкладных операций и оплаты коммунальных услуг, можно получить в Сбербанке. Огромный спектр возможностей — те же кредиты — пока остается невостребованным. Обыватель не имеет понятия, как могут пригодиться сертификаты, дорожные чеки, чеки на предъявителя… Люди еще не поняли, что банковские карты могут значительно облегчить им жизнь, сократить затраты времени на стояние в очередях. Конечно, небольшой доход основной части населения не всем позволяет открыть счет для оплаты, более привлекательными кажутся сберкнижки для накопления. Все же средний класс, который постепенно должен сформироваться и в России, и есть та аудитория, потенциальная клиентура, которую следует регулярно информировать о новых банковских технологиях.
— Работа в Сбербанке — для Вас это случайное стечение обстоятельств или же логическое продолжение Вашей карьеры?
— И то, и другое. Я в душе давно тяготел к работе с финансами, имея два высших образования — техническое и экономическое. Большая честь для меня, что правление Среднерусского банка сочло возможным предложить мне этот пост, и я понимаю ту меру ответственности, которая возлагается на меня как на управляющего Видновским отделением. Сбербанк - сложившаяся прочная структура, поэтому здесь необходимо соблюдать два главных принципа: не навреди и сумей привнеси в работу собственный свежий взгляд, конструктивные идеи… Но главное — постоянно поддерживать в себе и коллективе такое отношение к клиенту, чтобы человек чувствовал себя в Сбербанке не как иностранец на чужбине. В этом отношении мне очень помогает опыт работы в госстуктурах. Государственная работа вообще учит аккуратности, взвешенности, продуманность решений. Опыт работы в коммерции, связанный со страхованием, у меня тоже есть, он может только помочь мне на нынешнем поприще, опять же в целях привлечения “своего”, постоянного клиента.
Со своей стороны сделаю все, чтобы под моим руководством коллектив Видновского отделения добился еще больших успехов!