3 миллиона — не предел

В августе 2008 года Среднерусский банк Сбербанк России преодолел очередную планку — эмитирована 3-миллионная банковская карта. О том, как начиналось внедрение карт и дальнейших перспективах рассказывает директор Управления банковских карт Виктор Егунов.


— У карточного бизнеса в России уже есть своя история. Как она складывалась для Среднерусского банка Сбербанка России, и как удалось сделать третий миллион буквально за год?

— Работа по выпуску карт началась во второй половине 90-х, но тогда это не был массовый продукт, на начало 2000 года нашим банком в Московской области было выпущено 9 тыс. карт и установлено 3 банкомата. Сейчас у нас 3 млн. карт, 400 информационно-платежных терминалов по оплате коммунальных услуг и погашению кредитов, около 1900 банкоматов. Вот такие результаты. В июне прошлого года мы отмечали выпуск 2-миллионной карты, и во время посвященных этому событию торжественных мероприятий меня спросили: «А когда вы сделаете следующий миллион?» Я ответил, что если бизнес будет развиваться такими же темпами, как сейчас, то, наверно, следующим летом у нас будет три миллиона. Мы рады, что наши прогнозы оказались верны.

Рецепт крайне простой: активная работа по всем направлениям. Сейчас почти вся филиальная сеть Среднерусского банка эмитирует карты. Мы работаем по всем группам клиентов, у нас вполне конкурентоспособный карточный портфель, современные технологии и квалифицированный персонал. Существенным фактором является то, что нам удалось построить крупнейшую в регионе банкоматную сеть. Наши клиенты знают, что практически везде они смогут воспользоваться своей картой, чтобы получить наличные или оплатить товары и услуги. И мы благодарны нашим клиентам за то, что они оценили наши усилия по созданию для них лучших условий обслуживания. В России сейчас сотни банков эмитируют карты. И мне очень приятно, что клиент голосует своим выбором именно за карты Сбербанка.


— Кому Вы выдаете карты? Кто он — держатель банковской карты Сбербанка России?

— Наш банк — универсальный, и это подтверждается структурой нашего карточного портфеля. Около 1,5 млн. карт оформлено для получения заработной платы работникам предприятий и организаций, среди которых и небольшие частные фирмы, и предприятия-супергиганты с численностью 15 тыс. человек, учебные заведения и предприятия бюджетной сферы. Примерно 800 тыс. карт выпущено для пенсионеров и получателей различных социальных пособий. Выдано почти 700 тыс. «личных» карт для тех клиентов, кто самостоятельно решил обратиться в банк, оценив преимущества и необходимость карт в современном мире. Среди них есть студенты и домохозяйки, предприниматели и руководители компаний. Причем последние предпочитают иметь сразу несколько карт — и это правильно. В идеале, чтобы чувствовать себя уверенно в любой ситуации и в любой стране, у человека должно быть минимум две карты разных платежных систем.


— А сколько всего карт выпущено в регионе обслуживания Среднерусского банка?

— Сложно посчитать, так как жители центрального региона очень активно перемещаются (жители Подмосковья ездят на работу в Москву и наоборот). Занимаемая нами доля рынка оценивается в 50−60%. На территории работы Среднерусского банка проживает около 15 млн. человек, из них экономически активное население — порядка 5 с лишним миллионов, получается, что каждый второй среди занятого населения — наш клиент.


— А сколько карт в России в целом и что Сбербанку еще предстоит, чтобы догнать Европу?

— У нас в стране более ста миллионов карт, по абсолютным показателям мы уже опережаем большинство европейских стран. Однако в странах Европы и США значительная доля операций, совершаемых по картам, — это торговые операции, а у нас, к сожалению, пока в основном карты используются для получения наличных.


— Что касается межбанковской конкуренции, какие преимущества Сбербанка России Вы назвали бы прежде всего?

— Наши преимущества — это высокие технологии, гарантия безопасности операций, грамотные специалисты, весьма и весьма конкурентоспособные продукты. Могу в качестве примера одну лишь вещь привести: если взять карты уровня Classic, то по ним снятие наличных в банкоматах Сбербанка бесплатно по всей России. Учитывая, что у нас сейчас порядка 13 тыс. банкоматов по стране, вы смело можете ехать в любой регион и везде снимете деньги бесплатно. Ни один другой банк такой услуги не предлагает.


— Насколько сейчас потребность в банкоматах удовлетворена на территории Среднерусского банка?

— Банкоматная сеть Среднерусского банка обеспечивает нам комфортное обслуживание клиентов. Если разделить количество наших банкоматов на количество выданных карт, то получится меньше 2000. Это дает еще возможность для роста эмиссии. На рынке приблизительно 50% наших банкоматов, они равномерно распределены по территории. Если взять Московскую область, то здесь в каждом населенном пункте, имеющем статус города, минимум два банкомата. В других областях нашего присутствия эта задача также близится к завершению. Мы начинаем с установки банкомата в офисе банка, затем ставим банкоматы на вокзалах, в гостиницах, крупных магазинах и торговых центрах, на федеральных трассах, чтобы обеспечить максимальную доступность услуги.

Существует еще такой оценочный показатель: количество банкоматов на миллион населения. У нас сейчас по стране около трехсот банкоматов на один миллион человек. Если взять Европу, там где-то 400−500 банкоматов, в США — 1000−1200 банкоматов на миллион жителей. Есть к чему стремиться.


— Каковы функциональные возможности банкоматов Среднерусского банка?

— По функциональности все наши банкоматы примерно одинаковы. Через банкомат можно оплатить услуги операторов сотовой связи, интернет-провайдеров, спутниковое телевидение, можно перевести деньги с одной карты Сбербанка России на другую, через аппараты, оснащенные устройством приема денег, можно пополнить счет карты наличными, а в некоторых — поменять валюту. Через банкоматы клиенты получают выписку с паролями для оплаты по карте услуг и товаров через интернет. В ближайшее время мы планируем повсеместно внедрить услугу оплаты коммунальных платежей, уже сейчас в большинстве подмосковных банкоматов есть возможность провести оплату коммунальных услуг Москвы.

Основной акцент в работе мы делаем именно на повышении многофункциональности банкоматов, информационно-платежных терминалов и услуги «Мобильный банк». Наша главная задача — перевести стандартные операции из касс банка на альтернативные каналы обслуживания. Сеть банкоматов и терминалов создает основу для этого.


— Что нового в карточном сервисе появится в ближайшее время?

— Самое главное — в этом году мы приступаем к эмиссии револьверной кредитной карты. У нас много клиентов, которые уже длительное время используют наши карты в качестве «зарплатной», и мы имеем серьезные планы относительно того, чтобы они получили в качестве второй карты револьверную кредитную карту Сбербанка России.


— Что значит «револьверная»?

— Клиенту представляется кредит по карте на сумму до 750 тыс. руб. в зависимости от его доходов. Он может воспользоваться всей суммой или расходовать деньги по мере необходимости. Ежемесячные платежи по кредиту составляют 1/10 от израсходованной суммы + проценты. Как только клиент частично или полностью «закрывает» долг, банк автоматически увеличивает на эту сумму кредит, причем без дополнительного обращения клиента в банк. А еще по этим картам устанавливается льготный беспроцентный период до 50 дней на оплату покупок в магазинах.


— Такие карточки уже функционируют?

— Да, отделения Сбербанка России в Москве уже выпускают эти карты, а с 1-го сентября приступили и мы.


— Сейчас многие пользуются электронной коммерцией и электронными интернет-магазинами, а для оплаты используют карты. Можем им дать какие-то советы?

— В современном обществе от электронных расчетов никуда не деться. И не таким уж далеким является будущее, описанное в фантастических книгах и фильмах, когда большая часть покупок будет совершаться не выходя из дома. Но Интернет, как публичный ресурс, все же является зоной повышенного риска несанкционированного использования размещенной там информации. На текущий момент технология Сбербанка, наверно, наиболее оптимальная с точки зрения безопасности: мы предлагаем использовать одноразовые секретные пароли для совершения покупки. Второй раз по полученному паролю никакую операцию провести не удастся. Такие пароли можно получить в наших банкоматах. Эта услуга предоставляется для всех карт Сбербанка (за исключением карт Сберкарт).


— А лично у Вас, если не секрет, много карт?

— Четыре. Могу перечислить: MasterCard с овердрафтом, Visa Classic, Сберкарт и Maestro. Visa у меня с программой «Аэрофлот Бонус», посмотрел на днях — уже 60 тысяч призовых миль накопилось, можно слетать в Париж и обратно бесплатно. Все карты функционально различаются. Планирую взять и новую кредитную карту, чтобы знать, как живут наши клиенты и воспользоваться ее преимуществами.